Объект культурного наследия федерального значения «Комплекс банка Рукавишниковых», 1913-1916 гг., архитектор Ф.О. Шехтель, скульптор С.Т. Коненков. (Корпус промышленный), расположенный на берегу реки Волга в г. Нижний Новгород. Протяженный фасад здания формирует сплошную застройку набережной и играет в речной панораме одну из главенствующих ролей.
Корпус выстроен в 1908-1912 гг. на старом усадебном участке Рукавишниковых, в центре деловой жизни тогдашнего города – Нижнем базаре. Автор проекта, Франц-Альберт (Федор Осипович) Шехтель, прекрасно адаптировал здание к конкретной градостроительной ситуации: относящееся к позднему историзирующему модерну, оно получило ярко выраженный силуэт и крупный масштаб, что связано с восприятием его речного фасада с акватории Волги. Европейское культурное отражение в пространстве русского торгового города сделало «готический дом» Сергея Михайловича Рукавишникова едва-ли не самым запоминающимся из всех гражданских построек Нижнего Новгорода.
В 1912-1914 гг. со стороны дворового фасада был выполнен двухэтажный пристрой для складов («флигель»), соединивший промышленный (точнее – торговый) корпус с банковским зданием (ныне ул. Рождественская, 23; 1908-1910 гг.). В советское время складское здание надстроено этажом.
Возможно, огромный корпус на Набережной реки Волги должен был стать альтернативой обветшалому городскому Гостиному двору в районе Скобы (не сохранился). Однако арендаторов на удобные, хорошо оборудованные помещения в нем не нашлось. Сам С.М. Рукавишников недолго оставался хозяином «готического замка», скончавшись в марте 1914 года. А осенью 1915 г., в разгар Первой мировой войны, пустующее здание реквизировали, разместив в нём портняжную и сапожную мастерские, прежде работавшие при Варшавской военной тюрьме. Мастерские шили для фронта, обеспечив куском хлеба две сотни обездоленных беженцев, потоки которых наводнили город.
После Октябрьской революции 1917 г. на базе мастерских организовали «Швейную фабрику имени Красной Армии и Флота», позже - фабрика №1 Нижшвейпрома. В 1964 г. здесь начинает свою работу фирма «Производственное объединение «Маяк». В 2014 г. предприятие перестало существовать, здание было передано в собственность Министерству культуры Нижегородской области. В 2020-2021 гг. на объекте культурного наследия федерального значения осуществлен комплекс ремонтно-реставрационных работ.
Образный и тонкий портрет «готического дома» дает О.В. Орельская: «Зодчий создал фасад большой художественной выразительности. ... Усложнение вертикалей создает сильный мотив, вызывающий ассоциации с мощным звучанием органа. Этот прием помогает воспринять образ сооружения как некое музыкальное произведение. Ярко выраженный силуэт и высокие треугольные фронтоны, прорезанные узкими вибрирующими вертикалями, вкупе создают своего рода мощные аккорды, которые работают на обширное окружающее пространство. <…> Стремительные вертикали придают зданию особую музыкальность и живописность».
Здание, используемое в советское время как производственное, пустовало до начала реставрационных работ. Целью проекта сохранения объекта культурного наследия являлось создание уникального образовательно-культурного ядра Госкорпорации «Росатом» и Правительства Нижегородской области, миссия которого стать центром подготовки нового поколения инженеров, ученых и предпринимателей вне возрастов и границ.
В ходе проводимых работ по сохранению памятника основной объем работ был проведен в интерьерах с приспособлением их под административные функции, дополненные зонами учебного назначения, общественного питания и выставочные пространства. В основу принципа легло максимальное использование сложившейся планировочной структуры.
Наиболее интересными решениями стали:
- реставрация и воссоздание напольных, настенных керамических отделочных покрытий из плитки VILLEROY & BOCH, а также оконных откосов и подоконников, при больших утратах - музеефикацией оттисков плитки;
- реставрация исторических элементов ограждений лифта и лестниц;
- реставрация с музеефикацией части сохранившихся световых фонарей (люксферов), выполненных из металлической решетки с заполнением стеклянными призмами, восстановление части люксферов на исторические места с сохранением функции светового фонаря;
- реставрация сводов Монье;
- раскрытие объема исторической центральной арки, ее декора внутри пристроенного объема;
- реставрация сохранившихся металлических рам и фрамуг, частичное воссоздание по образцам с восстановлением элементов утраченной (петли шпингалеты);
- реставрация металлических ограждений восточной межэтажной лестницы, смежной с дворовым пристроем.
Проводимые ранее реставрационные работы 2020 года почти не коснулись дворового пространства и арки. В результате, в части фасадных работ основные проектные предложения и работы пришлись на:
- воссоздание, оказавшихся на данный момент в интерьерах, архитектурных декоративных деталей в виде антаблемента с архитравом арки, замковым камнем и волютами на фасаде пристроя, возведенного в советское время;
- раскрытие исторических оконных проемов первого этажа дворового фасада;
- ремонт приямков с организацией в двух дополнительных выходов из подвала;
- восстановление на исторических местах демонтированных ранее подлинных флагштоков и держателей для часов, ремонт дымовых труб;
- восстановление кованого ограждения на крыше здания со стороны главного фасада с учетом обнаруженных исторических фотографий объекта.