Здание, в котором на данный момент времени располагается Нижегородский государственный академический театр кукол, имеет богатую историю. Первоначально двухэтажный жилой дом был выстроен в 1864-1865 гг. неизвестным автором и принадлежал инженеру и ученому А.И. Узатис – управляющему Сормовских заводов. В дальнейшем его владельцем стал потомственный почетный гражданин, представитель одной из наиболее известных нижегородских купеческих фамилий И.М. Рукавишников. Здание некоторое время сдавалось в аренду Нижегородскому Общественному собранию. И в 1911 г. перешло владельцу С.Я. Фролову, при котором старый объем (литер Б) был увеличен за счет устройства каменного трехэтажного пристроя с антресолями (литер А), фиксирующего угол улицы Большой Покровской и Мышкина (Университетского) переулка, предназначенного для устройства «концертного зала-театра». Автором проекта по некоторым данным являлся известнейший столичный архитектор эпохи модерна, академик архитектуры Ф.О. Шехтель, строительство проходило под надзором городского архитектора Н.М. Вешнякова. В советский период здание использовалось под общественные функции. На первом этаже работал кинотеатр «Палас», на втором – киноконцертный зал, где в открывшейся в 1937 году филармонии выступали Клавдия Шульженко, Леонид Утесов, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Ван Клиберн и другие выдающиеся деятели музыкальной культуры. В 1968 году филармония переехала в Кремль, а старое здание (дом №39 литер Б) реконструировали.
После реконструкции старого объема, выполненной в 1979 г., в нем разместился Горьковский кукольный театр (ныне – Нижегородский государственный академический театр кукол). В ходе работ по приспособлению был ликвидирован главный вход с улицы Большой Покровской, с левого торца оформлен вход в помещения театра, выполненный в виде стилизованного портала сцены, на которой разыгрывают представление зазывалы – шарманщик, петрушечник и их помощники, к дворовому фасаду выполнен новый пристрой. От старого здания (литер Б) были сохранены только фасады. Угловой объем (литер А) реконструкция практически не затронула.
В художественном облике и оформлении интерьеров театрального здания воплощен символический образ первого «Театра Петрушки», открытого в 1929 г. и передавшего традиции современному театру. Архитектурный облик театра кукол был создан специалистами «НижегородгражданНИИпроекта» под руководством главного архитектора мастерской С.А. Тимофеева, при участии художников-керамистов Гришиных, Мидова Н.П. и других авторов. В настоящее время первый этаж Литер А занимает кинотеатр «Орленок», остальная часть здания – театр кукол.
Архитектурный облик двух разных по времени объемов органично сочетает черты зрелой эклектики, неоклассицизма и историзирующего варианта модерна, удачно дополненных стилистическим течением позднего советского времени – декоративизмом (в рамках поисков пластической выразительности в архитектуре 1970-1980-х годов). В интерьерах применены уникальные элементы и материалы: ракушечник, мрамор, авторские керамические панно, витражи и иные элементы. Помещение музея дошло до нас практически в своем первоначальном виде.
За более трех десятилетий активной работы театр частично утратил элементы интерьеров (паркет второго этажа, фрагменты керамических изделий) и функциональных зон. Моральный и физический износ привел к нарушению того целостного живого образа детского театра, который был задуман его создателями. Идея модернизации внутренней структуры театра вызвана необходимостью дополнения новыми формами, выдержанными в традициях изначального образа детской игрушки – символа театра, заключенного в его интерьерных керамических панно.
Формирование концептуальных решений настоящего проекта сопровождалось консультациями, пояснениями и идейной поддержкой авторов первоначального проекта здания театра. Важной задачей стало стремление к сохранению культурной преемственности за счет выявления и продолжения в современных условиях того идейно-семиотического ряда, который был задан советскими проектировщиками в формировании первоначального облика театра. Сохранив в качестве образной основы символ детской игрушки, современный проект дополнил ее новым художественным контекстом – образами сказок А.С. Пушкина.
На сказках А.С. Пушкина выросло не одно поколение детей. Творчество великого поэта, ставшее неотъемлемой частью русской культуры, оставило замечательный след и на страницах истории Нижегородского края. Здесь, во время пребывания в родовом имении в селе Большое Болдино, Пушкиным было создано большинство его сказок. Написанные в живой и легкой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям, сказки насыщены красочными образами и сюжетами из фольклора, исконными славянскими мифологическими персонажами.
В проекте интерьеров театра предложено интерпретировать в каждом зале образ определенной сказки. Помещения кассового зала и входного вестибюля, насыщенные яркими восточными декорациями и орнаментальными мотивами, воспроизводят образное пространство «Сказки о Золотом Петушке». Лейтмотивом интерьеров второго этажа является образный ряд «Сказки о Царе Салтане». Помещение музея с подлинными историческими интерьерами предлагается дополнить декорациями в духе сказочных интерьеров дворца Царевны-Лебедь. В большом фойе, разделенном колоннами и использующемся как многофункциональное пространство с выделенными зонами: отдыха, буфета, фотозонами, воссоздаются фрагменты сказки с образами дворца Царя Салтана и острова Буяна с дворцом Князя Гвидона. В зрительном зале предполагается сохранить максимально выдержанное нейтральное художественное решение для возможности интерпретации любой сказки в сценическом действии. Связующий элемент между первым и вторым этажами – лестницу – предлагается дополнить образом стилизованного дуба из Лукоморья – фрагмента поэмы «Руслан и Людмила», объединившего все сказки Пушкина в единую художественно-поэтическую форму.
Таким образом, в каждом зале в знаково-семиотической форме выражается эмоциональная палитра и сюжетная композиция сказки. Вместе с тем, подобная концепция предполагает осознанную незавершенность форм, что оставляет посетителю пространство для самостоятельного художественного восприятия, дополненного собственными чувствами и впечатлениями от образов сказки.
Идеология сказок удачно продолжает творческие традиции и органично дополняет современные задачи Академического театра кукол. Зритель, приходящий в театр, погружается в бесконечно богатый, эмоционально выразительный и глубокий образный мир, созданный А.С. Пушкиным. Важно, что у маленьких посетителей с самых ранних лет формируется понимание и уважение к культуре своего народа, генетическим кодом которого, в знаковом смысле, являются сказки. С точки зрения репертуара, театр ориентирован не только на детей, но и на взрослого зрителя. Таким образом, предложенная концепция сказок призвана объединять разновозрастные категории зрителей, создавать положительный эмоциональный фон и развивать интерес к истории и культуре страны. Данные задачи способствуют поддержанию культурной самобытности, усилению патриотических настроений и их ретрансляции в современный окружающий мир.